Склад: г. Ясногорск, Заводская улица, д. 3
info@zsps-moskva.ruУспей купить по выгодным ценам продукцию Завода СПС или смотри прайс-лист.
В 2020 году, с конца ноября, стали стремительно расти цены, достигнув в декабре 22-23 тыс.руб. и 450 долларов к 20 декабря в Турции. Такое положение вещей не может нравиться производителям стальных труб, у которых длинные контракты с ТЭК. Не нравится и некоторым производителям стальной заготовки, которые ее экспортируют, поэтому они возлагают большие надежды на повышение пошлин на лом в 2021 году.
Экспортные цены на лом и стальную заготовку из РФ, которая, в основном сделана из лома, повторяют мировые тенденции. Оба этих продукта становятся чрезвычайно востребованы со стороны китайских металлургических заводов. Цены на них в 2021 г продолжат расти. В 2021 г вырастет мировой спрос на лом черных металлов, а также стальную заготовку вследствие возникшей торговой войны между Китаем и Австралией.
Главная причина – девальвация рубля, девальвация мировых валют. Западные аналитики склоняются к тому, что мы находимся в точке перелома, когда заканчивается 12-летний цикл спада цен. В ближайшие 10-12 лет не исключается рост цен на стальную заготовку до $1200, c учетом того, что в предыдущий период 2007-2008 пиковые значения достигали $1000. С тех пор, особенно с учетом беспрецедентных мер поддержки национальных экономик в 2020 году в США, Китае, Турции, странах ЕС на общую сумму больше $2 триллионов, произошло обесценивание мировых валют.
Декабрь взбудоражил рынки металлургического сырья. Железная руда в Китае резко выросла в цене, а вместе с ней, почти синхронно, как будто кто-то дал команду, взлетели цены на стальной лом и арматуру в Турции.
И, хотя аналитики в качестве главных причин приводят такие факторы как успешное восстановление экономики Китая, повышенный спрос на фоне крайне недостаточного предложения, возможное сокращение поставок руды из Австралии и Бразилии, разбалансированность морских перевозок и прочие, имеет место аспект намеренного создания ажиотажа и вмешательства.
Погоня за новыми ценовыми максимумами может оказаться губительной прежде всего для металлургических предприятий, так как их потребители — смежные отрасли не готовы к повышению своих производственных затрат.
Цены на железную руду в Китае демонстрировали позитивный рост с июля, и это естественно отражало сложившиеся рыночные тенденции. До недавнего времени на импортные поставки железной руды в Китай оказывали различные факторы: от погодных, сезонных, экологических, до таких уже привычных как волатильность рынка металлопродукции. Сейчас мы наблюдаем рынок в новых условиях. Скачок цен, который произошел в начале декабря, был обусловлен влиянием новых факторов. Это пандемический хаос в мировом бизнесе и политический кризис между Китаем и Австралией. Что касается первого, то благодаря ему появилось два новых полноценных «участника» рынка – страх и паника. Это еще одна торговая война, в которую ввязался Китай. Ни проливной дождь или задержки судов в Бразилии, ни очень низкие процентные ставки, ни падающий доллар США, ни угроза циклона в Западной Австралии не могли привести к такому взлету цен.
Почти одновременно со взлетом цен на железную руду на Даляньской товарной бирже, фьючерсные контракты на металлолом и арматуру на Лондонской бирже металлов также устремились ввысь. Примерно за неделю декабрьские фьючерсы на лом сначала выросли на 23 $/т до 403,50 $/т., а на прошлой неделе к 19 декабря цены превысили $450.
Фьючерсы на арматуру также продемонстрировали значительный рост, что говорит об ожиданиях высоких цен на стальные лом и арматуру по физическим контрактам в ближайшем будущем.
Уже сейчас экспортная турецкая арматура на физическом рынке значительно подорожала. Многие источники указали причины, вызвавшие высокие цены, как ограниченную доступность сырья и повышенный спрос на арматуру.
Резкое восстановление экономики Китая и неготовность всего остального мира последовать этому. Показательно, что производственная деятельность Китая в ноябре росла самыми быстрыми темпами более чем за 3 года, рост в секторе услуг также достиг многолетнего максимума, поскольку экономическое восстановление страны после пандемии коронавируса ускорилось, как сообщает Reuters.
Все больше данных свидетельствуют о том, что Китай станет первой страной, которая полностью избавится от массовых остановок в промышленности из-за COVID-19. Производство в настоящее время в стране находится на уровне, предшествующем пандемии.
Аналитики отмечают, что повышение PMI — индекса деловой активности в производственной сфере Китая до 52,1% в ноябре говорит об очевидном восстановлении в промышленном секторе. Ожидается, что экономика Китая вырастет примерно на 2% в 2020 г. Это хоть и самый слабый показатель более чем за 30 лет, но все же намного сильнее, чем у других крупных экономик, которые изо всех сил пытаются взять под контроль вспышки коронавируса.
За исключением Китая, где объем производства, как ожидается, в текущем году превысит уровень 2019 года, объем производства как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, останется ниже уровня 2019 года даже в следующем году. Страны, которые больше опираются на услуги, а также страны-экспортеры нефти сталкиваются с перспективой более слабого восстановления по сравнению со странами, экономика которых ориентирована на обрабатывающую промышленность.
По прогнозам, ухудшится расхождение в перспективах доходов между странами с развитой экономикой и странами с формирующимся рынком и развивающимися странами (за исключением Китая). По прогнозу МВФ страны с развитой экономикой в 2020 году замедлятся до -5,8 % с последующим восстановлением роста до 3,9 % в 2021 году. Показатели по странам с формирующимся рынком и развивающимся странам (за исключением Китая) следующие: прогнозируется падение на уровне -5,7 % в 2020 году, а затем восстановление до 5% в 2021 году. При этом совокупный рост доходов на душу населения в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (за исключением Китая) в 2020–2021 годы, по прогнозам, будет ниже, чем в странах с развитой экономикой.
Как в странах с развитой экономикой, так и в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах (кроме Китая) объем производства останется ниже показателей 2019 г даже в следующем году. К концу 2021 г снижение объема производства относительно уровней, прогнозировавшихся до пандемии, составит для стран с формирующимся рынком и развивающихся стран (кроме Китая -8,1%), что значительно больше снижения в странах с развитой экономикой -4,7%.
О чем это говорит? Нетрудно увидеть, что Китай будет ЕДИНСТВЕННОЙ страной, которая превзойдет допандемические экономические показатели. Остальной мир в плане производства, а значит и потребления останется на уровне конца 2019 и ниже. Прирост потребления сырья и материалов в мире в 2021 г придется только на Китай. При этом остальной мир может не обеспечить потребности Китая в ресурсах. Ему придется рассчитывать лишь на свои силы.
Некоторые аналитики указывают на серьезные экономические проблемы в Китае, появившиеся в результате торговой войны с США. Его феноменальный рост был основан на увеличении долгов, особенно в последнее десятилетие. А настоящая его проблема — это корпоративный долг.
В конце прошлого месяца череда дефолтов среди крупных государственных корпораций вызвала шок на мировых долговых рынках, поскольку ранее связанные с государством компании считались безопасными. Государственная угледобывающая компания Yongcheng Coal and Electricity сослалась на ограниченную ликвидность в неспособности погасить свои долги, в то время как Tsinghua Unigroup, ведущий производитель чипов и производитель автомобилей, связанный с BMW, также объявил дефолт. В прошлом году власти были вынуждены вмешаться и взять под свой контроль Baoshang Bank. Это стало первой такой финансовой помощью за более чем два десятилетия, что указывает на то, что в финансовой системе не все было хорошо задолго до пандемии.
Неготовность Бразилии-Задержки судов=рост фрахта для насыпных грузов. Бразилия – второй по величине поставщик железной руды в Китай, продолжает испытывать проблемы с добычей и поставками. В январе 2019 года в результате катастрофы на плотине мощного железорудного участка бразильский горнодобывающий гигант Vale остановил производство на десяти своих площадках. После этой аварии Бразилия изо всех сил пыталась вернуть свой экспорт железной руды к уровню 2018. Кроме того, не надо сбрасывать со счетов, что эта страна оказалась наиболее пострадавшей от COVID-19 в этом году.
В 2020 г сентябрь был только третьим месяцем, когда экспорт руды из Бразилии вырос по сравнению с 2019 годом. Покрыть недостаток этого сырья в короткие сроки этот поставщик, скорее всего не сможет и в следующем году.
В целом предложение железной руды из Бразилии вернулось к допандемическому уровню за последние несколько месяцев: отгрузки в сентябре достигли пятилетнего максимума в 37,9 млн тонн, хотя экспорт за первые 10 месяцев 2020 года все еще ниже на 6% по сравнению с 2019 г из-за пандемии. В 2021 году бразильский экспорт железной руды, вероятно, вырастет до примерно 372 млн тонн по сравнению с около 366 млн тонн в этом году и 336 млн тонн в 2019 году. В этом году экспортные операции в Бразилии замедлились также из-за человеческого фактора, благодаря COVID-19, что привело к нехватке судов и росту фрахтовых ставок. Ставки Capesize от Тубарао до Циндао в октябре достигли 24 $/т, что стало самым высоким показателем в этом году.
Политический кризис в отношениях между Австралией и Китаем. Связи между этими двумя странами стали особенно натянутыми с тех пор, как г-н Моррисон призвал к международному расследованию происхождения нового коронавируса и реакции Пекина на его вспышку. В ответ Китай ввел 80-% пошлину на австралийский ячмень в июне, что нанесло большой ущерб его производителям. Недавно Пекин заблокировал австралийский экспорт и по другим товарам, включая уголь и морепродукты, прежде чем ввел 212% пошлину на австралийское вино, фактически запретив этот продукт.
Посольство Китая в Канберре опубликовало документ с 14 жалобами, включая утверждения о том, что Австралия «встает на сторону США», вмешиваясь в их дела в Тайване и в Гонконге. Среди других претензий было решение Австралии запретить китайской телекоммуникационной компании Huawei доступ к сети 5G в стране и блокирование заявок на иностранные инвестиции китайским компаниям.
Согласно официальным данным, экспорт железной руды Австралии в 2019-20 финансовом году составил 102 миллиарда австралийских долларов, что составляет около 40% от общей стоимости всего экспорта сырьевых товаров из Австралии. Сохраняющаяся напряженность до сих пор не оказывала заметного влияния на объемах торговли железной рудой. Импорт Китая из Австралии в ноябре, вероятно, составит около 66 миллионов тонн руды, что почти на том же уровне, что и в октябре.
При сохраняющихся объемах стоит отметить, что резкий рост цен означает, что Австралия зарабатывает рекордные суммы от экспорта железной руды и это поможет ей помочь залатать дыры в федеральном бюджете. Как заявила Deloitte Access Economics, меры правительства Китая, принятые против вина, говядины, ячменя, лобстеров и энергетического угля стоили Австралии денег, но эти потери более чем компенсированы благодаря удорожанию железной руды. Дефицит бюджета в этом году будет на 3 миллиарда долларов меньше, чем прогнозировалось в октябре, благодаря росту цен на это сырье.
Некоторые аналитики заявляют, что Китай не будет предпринимать ограничительных действий в отношении австралийской железной руды. Однако рынки обеспокоены тем, что Китай может что-то предпринять. В австралийской прессе уже появляются сообщения о том, что правительство выражает растущую тревогу и призывает экспортеров диверсифицироваться на другие рынки. На уровне руководства столкновение между Австралией и Китаем сейчас уже видится безнадежным. Почти каждая экспортная отрасль Австралии оказалась под атакой, и конфликт нарастает почти ежедневно.
Недавно бывший министр природных ресурсов сенатор Мэтт Канаван выступил с требованием ввести 1% экспортную пошлину на железную руду, распределять выручку от нее среди производителей, пострадавших от тарифов Пекина и снять эту пошлину только в том случае, если Китай отменит свои неоправданные торговые ограничения. Однако, правительство это предложение отклонило, так как оно идет в нарушение соглашения о свободной торговле.
Пекин начинает пожинать плоды конфликта. Задержки с поставками угля начинают негативно сказываться на прибылях китайских производителей стали, так как произошел резкий скачок цен на неавстралийский коксующийся уголь. А снижение цен на коксующийся уголь из Австралии дает преимущество региональным конкурентам Китая в производстве стали, таким как Япония, Южная Корея и Индия. У них теперь более низкие производственные затраты. А после скачка цен и на железную руду китайские затраты на производство стали возросли до неприемлемого предела. Теперь стоимость удержания экономики на траектории роста для него внезапно возросла, и железная руда стала его ахиллесовой пятой.
По версии многих аналитиков, рынки начали нервно взвинчивать цены на фоне страха, что Китай может рассмотреть возможность принятия мер и против австралийской железной руды.
Одной из причин стали большие суммы горячих денег, которые просочились на рынок железной руды для проведения спекулятивной игры на будущем экономическом росте. Спекуляции на фьючерсных контрактах на железную руду на Даляньской и Сингапурской бирже привели к резкому росту цен. Высокие цены стали угрозой подорвать рентабельность китайских металлургических компаний и нарушить их цепочку поставок. Казалось бы, достойный ответ Австралии Китаю или «на войне как на войне»?
Механизм ценообразования на рынке железной руды дал сбой, и сталелитейные компании Китая стали единогласно призывать Государственную администрацию по надзору за рынком и Комиссию по регулированию ценных бумаг Китая провести расследование и принять эффективные меры. Буквально при последующих торгах после этого обращения цена на фьючерсах стала падать.
Железная руда — это жизненная сила экономики Китая. Как и в большинстве крупных экономик, рост его экономики обусловлен стимулами. Большая часть их связана с расходами на инфраструктуру, жилые и офисные здания и высокоскоростную железную дорогу. Все это требует стали. А ключевой ингредиент для ее производства в Китае — железная руда. Риск ее недопоставок влечет за собой риск замедления экономики. Китай оказался в ситуации, когда его металлургическая промышленность рискует не обеспечить государственные программы. Китаю придется пересмотреть свою сырьевую стратегию для металлургии.
Около 60-65% процентов железной руды Китай импортирует из Австралии, еще 30% идет из Бразилии и около 10% с других рынков. Единственный альтернативный потенциальный поставщик, способный покрыть нехватку руды — гигантский рудник Симанду в Гвинее, Западная Африка. Однако он более десяти лет как погряз в спорах, переворотах и коррупции. Предполагалось, что он будет сдан в эксплуатацию в 2015 году, но строится начал только сейчас и производство может запуститься там только к 2025 г. То есть альтернатив в поставка железной руды пока нет. Остается только повышать долю использования металлического лома при выплавке стали или покупать полуфабрикаты.
За период с января по сентябрь 2020 г в Китае произошел аномальный рост спроса (в 77 раз!) на стальную заготовку из РФ по сравнению к аналогичному периоду прошлого года. Также, Китай возобновляет импорт стального лома в страну, уже с 1 января 2021 года, и крайне заинтересован в его надежных, стабильных поставках и в больших объемах. Многие китайские заводы сейчас увеличивают долю лома в загрузочной шихте кислородных конвертеров. Некоторые китайские торговцы уже ищут надежных поставщиков из-за границы. Есть сообщения о том, что китайские дилеры и коммерческие предприятия вкладывают значительный капитал, чтобы стать совладельцами или полными владельцами японских баз металлолома, или же начинают создавать в Японии новые предприятия по его заготовке и переработке.
Все это, так или иначе, напоминает ситуацию с паровозом, который разогнали до предельной скорости, а угля для топки взяли мало, да и кочегар отказывается работать, так как, по его мнению, его права ущемляют, а зарплата не соответствует тяжелому труду. А еще при этом половина вагонов прицепить не смогли, не успели их загрузить по графику, так как половина рабочих болеет какой-то новой непонятной болезнью. И машинист паровоза заявил, что стоимость перевозки теперь выросла в 2 раза и он лучше сделает побольше рейсов, пока платят.
Беспорядочная ситуация на рынках нас ожидает в ближайшие месяцы. Мировая экономика разбалансирована, и если Китай готов стать «паровозом», то остальные экономики, «незагруженные вагоны», не смогут последовать за ним. Все работало как часы до пандемии, мы плодотворно существовали в условиях глобализации. Но сейчас глобализация стала работать против нас. Почему взлет цен в Китае должны брать на свои плечи и другие экономики, которым еще далеко до восстановления после COVID-19 кризиса?
Механизм формирования рыночных цен дает сбой. Даже некоторые сторонники свободного рынка уже неоднозначно комментируют введение очередных ограничений на экспорт лома: объемы прежние, а оборотных средств требуется значительно больше.
Проблема в другом. В мире – избыточные металлургические мощности. Конкуренты обязательно воспользуются шансом обвинить Россию в субсидировании своего экспорта металлопроката. Это значит, что в очень благоприятный период нас ждут встречные меры по ограничению российского экспорта металлопроката. При чем, не только на зарубежных рынках. Сдерживать рост цен на стальную арматуру на внутреннем рынке металлурги тоже не смогут, строители уже начали жаловаться в Правительство. Так лоббисты, судя по всему, вырыли яму и для себя.
Успей купить по выгодным ценам продукцию Завода СПС или смотри прайс-лист.
Телефон* | |
Удобное время* | |
* обязательно для заполнения Нажимая на кнопку «ОТПРАВИТЬ», я даю согласие на обработку персональных данных. |